Каждому Египтоложцу полезно знать,что именно этот фильм, снятый на студии "Юнивёрсал" в 1932 году, считается классическим фильмом про мумии всех времён и народов. А возлюбленная Египтоложцами дилогия Соммерса - именно её удачный современный ремейк.
Да, дилогия. Потому что третий не про Египетскую мумию, да и снят Робом Коэном. Даже имена сценаристов той старой "Мумии" Нины Уилкокс Путнэм и Ричарда Шайера значится в титрах "Мумии" 1999 года, хотя они, естественно, до выхода нового варианта фильма не дожили.
В 1922 году Говард Картер приоткрыл невысокую деревянную дверцу и посветил фонариком в щель. На вопрос, что он там видит, Картер ответил "Множество замечательных вещей". В течении следующих нескольких месяцев "замечательные вещи" одна за другой возвращались на свет, которого не видели три с лишним тысячи лет. И - у цивилизованного мира сорвало крышу при виде этих "удивительных вещей".
Точно так же в старом фильме сорвёт крышу у Ральфа Нортона - сотрудника экспедиции британского музея, когда он прочтёт оживляющий мёртвых Свиток Тота и увидит ожившую мумию.
Подробный спойлерСобытия фильма начинаются в 1921 году. Полевая экспедиция находит мумию и погребённый рядом с нею ларец. Сэр Джозеф Уэмпл, руководитель экспедиции, приглашает своего друга доктора Мюллера посоветоваться относительно мумии и ларца, поскольку доктор считается знатоком оккультных наук.
Доктор заглядывает в прислонённый к стене саркофаг с телом и уверяет, что покойный не подвергался бальзамированию - внутренности мумии на месте и разреза нет, повязки пытались сорвать.
Надпись на саркофаге гласит - "Им-Хо-Теп - жрец храма Амона - Ра в Карнаке", охранительные заклинания с саркофага стёрты - те, кто его хоронил, не желали покойному гладкого пути в загробный мир.
Заинтригованные археологи достают сундук, из сундука - ларец, из него - другой, с печатью фараона Аменофиса и проклятьем тому, кто попытается его открыть, на крышке. Учёные рвутся немедленно заглянуть внутрь. Доктор останавливает их, он уводит сэра Уэмпла наружу, чтоб попытаться убедить его воздержаться от дальнейших исследований и уговорить закопать и мумию и ларец - от греха подальше. Но сэр Уэмпл - истинный учёный. "Даже если б я верил в проклятие, - заявляет он, - я бы всё равно открыл его. В интересах науки!" Возмущённый доктор откланивается, не желая "участвовать в святотатстве".
Тем временем Ральфа Нортона, которому велели позаниматься каталогом, пока взрослые люди беседуют, времени даром не терял. Как только доктор с начальником закрыли за собой дверь, он отломал с ларца защёлку и вытащил свиток, развязал истлевшую ленту, развернул папирус, по которому Анубис ведёт за ручку душу покойного между столбцами текста и кинулся его расшифровывать. Папирус, упакованный, как смерь Кащеева, оказался, однако, с прямо противоположным действием. Когда Ральф начал читать расшифрованное, мумия в саркофаге открыла глаза...
Высвободив из бинтов конечности, Имхотеп, забирает свиток и удаляется.
Мы увидим отшатывающегося к стене Ральфа, он с перекошенным лицом следит за чем-то, движущимся по комнате, камера прослеживает его взгляд, скользя мимо пустого саркофага к двери. Две истлевшие пеленальные ленты на наших глазах медленно исчезают в темноте проёма. Они уползают рывками, попеременно, наводя на мысль о медленно переступающих ногах, за которыми волокутся.
На истерический хохот Ральфа прибегает его начальник. Ральф, не переставая нервно смеяться, говорит "Он... он вышел... погулять. Видели бы вы его лицо!..." и продолжает закатываться. Лицо "Мумии" создавал Джек П.Пирс - гений сложного грима студии Юнивёрсал. Грим Горбуна Нотр-Дама, Игоря и чудовище Франкенштейна, Дракулы, Волка - Оборотня, Призрака Оперы - дело его рук. Он породил физиономии едва ли не всех культовых кино - монстров тридцатых.
Для Карла Фройнда, снявшего "Мумию", это был не первый фильм ужасов. В качестве оператора он прежде работал над "МетрОполисом" - фильмом антиутопией, "Дракулой" ( тем самым, известным, с Лугоши, римейк которого сделал позже Коппола) и над "Убийством на улице Морг" по рассказу Аллана По. На роль Мумии Имхотепа был приглашён Борис Карлофф, уже прославивший себя в жанре ужастиков ролью чудовища Франкенштейна. Дэвид Мэннерс до роли Фрэнка Уэмпла в "Мумии", сыграл Джонатана Харкера в "Дракуле", а Эдвард Ван Слоун во всех трёх фильмах был "доктором " - Ван Хелзингом в "Дракуле", доктором Вальдманом во "Франкенштейне" и, наконец, Мюллером в "Мумии". И "Дракула" и "Франкенштейн" пользовались бешеным успехом, студия, поняв какая курица несёт золотые яйца продолжала разрабатывать золотую жилу "запугивания аудитории". "Мумия" в отличии от первых двух, была снята по оригинальному сюжету, а не по мотивам хорошо известных произведений. Концепция тщательно сохранённого и спрятанного в ожидании воскрешения тела была вопиюще хороша и взывала к экранизации. Фильм 1932 года не был первым. По крайней мере две немых ленты - 1911 и 1912 года предшествовали ей, но те фильмы были комедийно - романтическими, новый оказался куда глубже.
Спойлерим дальше
Из года 1921 действие переносится в год 1932, что на момент выхода фильма на экраны соответствовало "нашим дням". Опять полевая экспедиция британского музея и опять Уэмпл ведёт раскопки. Только это другой Уэмпл - Уэмпл-сын. Отец его после помешательство своего студента, покинул Египет и никогда больше не возвращался. Джозеф Уэмпл, продолжающий дело отца, разбирая горшки и черепки, он перешучивается со своим коллегой - приятелем. По их мнению бедолага Ральф Нортон спятил от скуки, а всё ценное в египте уже выкопало старшее поколение археологов. Но как раз когда они приходят к такому упадническому выводу, человек в египетсой галабее и феске входит к ним и предлагает указать место расположения древней гробницы. Он представляется Ардед-беем и провожает археологов в пустынное место, где, однако, есть кое-какие косвенные признаки.
Археологи нанимают рабочих и вскоре начальник землекопов прибегат с криком - найдены ступени, уходящие под землю. Археологам необычайно повезло: они нашли гробницу царевны XVIII династии Анк-ес-ен-Амун. Печати некрополя целы, гробница нетронута. Её содержимое перемещают в отдельный зал Каирского музея...
Кстати, Каирский музей, похоже, настоящий. Не зал, в котором будут потом разворачиваться события - панорамные кадры с балкона.
И вот - музей. Вечер, экспозиция уже закрыта, но над витриной с мумией принцессы стоит Ардет-Бей - высокий, мучительно медлительный в движениях человек, с худым, амимичным лицом, покрытым многочисленными складочками странных морщин и будто присыпанным прахом.Над папирусом Тота он начинает взывать к душе принцессы монотонным голосом. Ардет-Бей это, само собой, воскрешённый Имхотеп. Кстати имя Ардет-Бей является анаграммой: "Ardeth Bay" = "Death by Ra".
На другом конце Каира Хелен Гросвенор, дочь губернатора Судана и египтянки из древнего рода, пытается развеять свою меланхолию на приёме в посольстве. Она не вполне здорова - доктор Миллер наблюдает её в связи с неназванным душевным недугом. Зов настигает её когда она кружится в танце, она впадает в транс и, покинув бал, едет на такси к Каирскому Музею. Музей закрыт, как мы помним. Странную девушку в вечернем платье, ломящуюся в дверь культурного учреждения видят египтологи Фрэнк Уэмпл, его отец и успевают подхватить её, когда она валится без сознания на ступени. Они отвозят ее к себе домой.
В это время охранник Музея обнаруживает Ардет-Бея возле мумии, пытается задержать его, но погибает, однако, вырвав у Ардет-бея папирус. Поднята тревога; Ардет-Бей исчезает, а папирус Тота передают Джозефу Уэмплу.
Всё ещё без сознания, Хелен произносит несколько слов на древнеегипетском, называя имена Имхотепа и Анксунамун. Джозеф Уэмпл и прибывший за своей пацинткой доктор Мюллер предполагают, что это следствие древней магии. Это обстоятельство и находка папируса Тота возле трупа служителя музея помогает им предположить, что на самом деле случилось с мумией Имхотепа, пропавшей 10 лет назад.
Хелен ГросвенорХелен приходит в себя и они с Фрэнком начинают проникаться взаимным чувством. Однако вскоре в доме объявляется Ардет-Бей. Он не сводит с Хелен глаз, ощущая в ней душу Анксунамун и пытается завладеть ее сознанием. Джозеф Уэмпл и доктор Мюллер пресекают его попытки и вынуждают покинуть дом. Обеспокоенный развитием событий, доктор Мюллер уговаривает Фрэнку принять древний талисман Изиды, чтоб уберечь его от зла. Хелено стается в доме Уэмплов, поскольку силы оставили её.
Убеждённый на сей раз доктором Мюллером, профессор Уэмпл пытается уничтожить папирус Тота, но магия Ардет-Бея убивает его. Нубиец, слуга слугой Уэмпла, порабощенный магией мумии, выхватывает папирус из камина и приносит его Ардет-Бею. Ардет-Бей вновь призывает к себе Хелен и на сей раз удачно. Он показывает ей в магическом зеркале историю об Имхотепе и Анксунамун, влюблённых разлучённых смертью. Хелен возвращается в дом Уэмпла в состоянии раздвоенности сознания. "Я Анксенамун, - говорит она. - Но я и кто-то ещё. Я и Хелен тоже." Она растеряна и угнетена и просит о помощи. Вскоре Ардет-Бей снова начинает призывать ее к себе - на этот раз для того, чтобы совершить обряд окончательного переселения души в оживленное и бессмертное тело. Фрэнк сначала пытается удержать Хелен, но доктор Мюллер уговаривает его отпустить ее, чтобы узнать, где находится Имхотеп и застать его врасплох.
Заклинание Имхотепа едва не убивает Фрэнка, но тот успевает защититься амулетом и теряет сознание. Хелен одна уходит к Ардет-Бею; тот пробуждает в ней душу Анксунамун, ведет ее в музей и убеждает добровольно принять ритуальную смерть на алтаре, чтобы он мог оживить ее с помощью папируса Тота и сделать бессмертной. Для того, чтобы освободить "ка" Анксунамун, он сжигает мумию своей возлюбленной. Хелен не хочет умирать, однако обратного пути у Имхотепа уже нет. Для того, чтобы вернуть Анксунамун, он должен убить Хелен, и он готов сделать это несмотря ни на что.
В этот момент в Музей врываются Фрэнк Уэмпл и доктор Мюллер. Имхотеп пытается одолеть их, однако амулет оберегает англичан от его заклинаний. Хелен-Анксунамун взывает к древней магии Египта и обращают на Имхотепа гнев Старых Богов. Статуя Изиды поднимает жезл. Папирус Тота вспыхивает и сгорает на алтаре. Имхотеп умирает. Классикой этот фильм сделали не только актёрская и режиссёрская работа. В большинстве последующих обращений к этой теме мумия - просто безмозглый зомби, опасный и злобный, зачастую страсть этого зомби к убийствам ничем, кроме авторской воли попугать аудиторию не мотивирована. Имхотеп в отличии от них обладает личностью. Он нарушитель религиозных запретов своего времени и наглое попрание догм христианского мира, где право на воскрешение чётко регламентировано. Он даже не кровожаден - погибают лишь те, кто встают у него на пути и лишь потому, что это самый простой способ решить затруднение. В сущности, им движет желание вернуть к жизни его любиму и быть с ней, несмотря ни на что. Но в финале живые с помощью бессмертных побеждают немёртвого...
Приятно, что создатели римейка не потеряли этого нюанса среди спецэффектов.