Каждому Египтоложцу полезно знать,что именно этот фильм, снятый на студии "Юнивёрсал" в 1932 году, считается классическим фильмом про мумии всех времён и народов. А возлюбленная Египтоложцами дилогия Соммерса - именно её удачный современный ремейк. Да, дилогия. Потому что третий не про Египетскую мумию, да и снят Робом Коэном. Даже имена сценаристов той старой "Мумии" Нины Уилкокс Путнэм и Ричарда Шайера значится в титрах "Мумии" 1999 года, хотя они, естественно, до выхода нового варианта фильма не дожили.

В 1922 году Говард Картер приоткрыл невысокую деревянную дверцу и посветил фонариком в щель. На вопрос, что он там видит, Картер ответил "Множество замечательных вещей". В течении следующих нескольких месяцев "замечательные вещи" одна за другой возвращались на свет, которого не видели три с лишним тысячи лет. И - у цивилизованного мира сорвало крышу при виде этих "удивительных вещей".
Точно так же в старом фильме сорвёт крышу у Ральфа Нортона - сотрудника экспедиции британского музея, когда он прочтёт оживляющий мёртвых Свиток Тота и увидит ожившую мумию.
Подробный спойлер
Лицо "Мумии" создавал Джек П.Пирс - гений сложного грима студии Юнивёрсал. Грим Горбуна Нотр-Дама, Игоря и чудовище Франкенштейна, Дракулы, Волка - Оборотня, Призрака Оперы - дело его рук. Он породил физиономии едва ли не всех культовых кино - монстров тридцатых.

Для Карла Фройнда, снявшего "Мумию", это был не первый фильм ужасов. В качестве оператора он прежде работал над "МетрОполисом" - фильмом антиутопией, "Дракулой" ( тем самым, известным, с Лугоши, римейк которого сделал позже Коппола) и над "Убийством на улице Морг" по рассказу Аллана По. На роль Мумии Имхотепа был приглашён Борис Карлофф, уже прославивший себя в жанре ужастиков ролью чудовища Франкенштейна. Дэвид Мэннерс до роли Фрэнка Уэмпла в "Мумии", сыграл Джонатана Харкера в "Дракуле", а Эдвард Ван Слоун во всех трёх фильмах был "доктором " - Ван Хелзингом в "Дракуле", доктором Вальдманом во "Франкенштейне" и, наконец, Мюллером в "Мумии". И "Дракула" и "Франкенштейн" пользовались бешеным успехом, студия, поняв какая курица несёт золотые яйца продолжала разрабатывать золотую жилу "запугивания аудитории". "Мумия" в отличии от первых двух, была снята по оригинальному сюжету, а не по мотивам хорошо известных произведений. Концепция тщательно сохранённого и спрятанного в ожидании воскрешения тела была вопиюще хороша и взывала к экранизации. Фильм 1932 года не был первым. По крайней мере две немых ленты - 1911 и 1912 года предшествовали ей, но те фильмы были комедийно - романтическими, новый оказался куда глубже.
Спойлерим дальше

Классикой этот фильм сделали не только актёрская и режиссёрская работа. В большинстве последующих обращений к этой теме мумия - просто безмозглый зомби, опасный и злобный, зачастую страсть этого зомби к убийствам ничем, кроме авторской воли попугать аудиторию не мотивирована. Имхотеп в отличии от них обладает личностью. Он нарушитель религиозных запретов своего времени и наглое попрание догм христианского мира, где право на воскрешение чётко регламентировано. Он даже не кровожаден - погибают лишь те, кто встают у него на пути и лишь потому, что это самый простой способ решить затруднение. В сущности, им движет желание вернуть к жизни его любиму и быть с ней, несмотря ни на что. Но в финале живые с помощью бессмертных побеждают немёртвого...
Приятно, что создатели римейка не потеряли этого нюанса среди спецэффектов.